Форум » Мастерская » Натюрморт в технике голландской живописи. » Ответить

Натюрморт в технике голландской живописи.

Марина Трушникова: Не буду повторять теорию - о ней замечательно написано в статье Юрия Алексеева-Алюрпи в теме "живопись маслом" здесь. Покажу учебный голландский натюрморт, который мы писали с начинающими, по стадиям. Он достаточно простенький по композиции, поэтому на нем легко начинать обучение технике голландского письма. Вот исходный натюрморт - фотография фотохудожника. К сожалению, имя автора не сохранилось. Стадия 1. Подмалевок. Задача подмалевка - создать объем предметов натюрморта и задать цвет теней. Голландские мастера писали свои работы при естественном комнатном освещении, поэтому освещенные части предметов имеют холодный оттенок света от окна, а тени - теплый. В подмалевке работа ведется прозрачными красками коричневых цветов. В моем случае это - умбра жженая. Она хорошо подходит для красноватого колорита этого натюрморта. В случаях, когда фон натюрморта более светлый, и преобладают охристые цвета, можно использовать умбру натуральную. Изначально для работы над подмалевком использовались водорастворимые краски: акварель, темпера. Позже начали и подмалевок выполнять маслом. Использование масляных красок делает подмалевок еще более глубоким, лаковым. Однако такую работу сложно выполнить за один сеанс, чтобы достичь всех нюансов светлоты оттенка. Используя масло, приходится набирать темные участки и тонкие переходы к ним в несколько этапов, дав просохнуть каждому слою. Естественно, что сейчас не каждый автор может позволить себе такую длительную работу. А современная темпера не столь прозрачна. Я нашла хороший выход из ситуации. Подмалевок можно выполнять акрилом. Это аналог темперных красок - они прозрачны при нанесении на них лака, быстро сохнут и дают более тонкие нюансы тона. Особенно легко и приятно писать в голландской манере стекло. В подмалевке можно просто прописать фон за стеклянной поверхностью. Само стекло возникнет позже. В результате работы над подмалевком вы должны видеть версию вашей законченной работы в стиле старого фото - намечен объем и тонкие переходы в тенях. Свет и полутени на предметах могут оставаться не тронуты. Они появятся на следующей стадии. После просыхания акриловых красок я покрыла слой ретушным лаком. В результате слой приобрел глубину и прозрачность. Ретушный лак также хорошо связывает слои между собой, поэтому, даже если вы работаете маслом, я рекомендую это делать. Но только ретушным. Остальные лаки здесь применять нельзя.

Ответов - 5

Марина Трушникова: Стадия 2. Корпусное письмо. Задача этой стадии - придать корпусности, т.е. непрозрачности и плотности освещенным участкам натюрморта. Также здесь можно набрать объем рельефа изображения, чтобы показать фактуру отдельных поверхностей. Так, вы можете густо положить краски на поверхности апельсина и "почпокать" поверхность, чтобы она приобрела шершавость, создать рельефный рисунок чеканки на металлических предметах или соткать объемное кружево салфетки. На моем натюрморте такой рельеф был сделан на ручке ножа. Стадия корпусного письма различна в разных традициях. Некоторые художники работают здесь только чистыми белилами, а цвет набирают в третьей стадии. Большинство вводит цвет уже во второй. Я начала с оттенков красного. Прописываем освещенные части яблок, начиная с яркого блика чистыми белилами, постепенно сводя слой на нет к теневой части. Делаем корректное касание корпусного слоя и тени в подмалевке. Если предполагается очень тонкая нюансировка (например, тело человека, виноград и пр.), можно растушевать край между белильным цветом и подмалевком пальцем. Еще раз обращаю внимание, что в тени предметов заходит непрозрачными смесями с белилами уже нельзя! Я лишь оттенила розовым край яблока, в зоне рефлекса. Продолжаем работу цветом на остальных объектах натюрморта. Посмотрите как легко возникает стеклянная поверхность стакана поверх фона. Нужно прописать яркие блики и светящиеся грани стекла. В результате к финалу этой стадии картина выглядит так:

Марина Трушникова: Стадия 3. Лессировки. Именно в лессировках достигаются все тонкие нюансы цвета. Живопись становится лаковой. Мы видим ту характерную особенность голландской манеры письма - цвета как будто проступают из-под глубокой воды. Лессировки могут выполняться в несколько слоев. С каждым лаковым слоем они будут придавать все больше и больше глубины. В подмалевках не только уточняется цвет всех объектов, но и придается общая цельность композиции - все второстепенные детали списываются, становятся темнее, отступают на дальний план. В лессировках участвуют только прозрачные краски: охра, краплак, синяя фц, зеленая фц, виридоновая зеленая, умбры, марс коричневый, сиена; а так же в малых дозах полупрозрачные: лимонная, кадмий желтый, кадмий красный, киноварь, ультрамарин. Для разведения красок я использовала смесь лаков ретушного и пихтового с льняным маслом в равном соотношении. На стадии лессировок я прошла по всей поверхности картины, прописывая более тонкие нюансы цвета. Эта стадия живописи похожа на многослойную живопись в акварели - изменение цвета получается за счет оптического смешения цветов. Нижний слой просвечивает через верхний, и верхний изменяет оттенок нижних. Вот как теперь выглядит стакан: Яркие блики пригашены, форма собралась и стала реалистичной. Проявились детали на всех предметах. Например, на ноже стал виден узор гравировки. Лессировки попали вглубь канавок рельефа на белилах и создали тени внутри металла, блики же - высокие части рельефа остались светлыми. На этом картина была завершена. Через год после написания ее можно покрыть слоем лака, чтобы придать большей глубины и теплоты цвета.

markiza: Интересно стало. Хорошее описание, почти всё поняла.


игорь: Марина!Я хотел бы повторить этот урок по Фламанской живописи.Но есть два вопроса.каким грунтом пользоваться и можно ли вместо акриловых красок.делать подмалёвок очищенным скипидаром или лучше льняным маслом.С уважением.Саиарский Игорь.

Марина Трушникова: игорь пишет: каким грунтом пользоваться и можно ли вместо акриловых красок.делать подмалёвок очищенным скипидаром или лучше льняным маслом. Про грунт сразу хочется спросить - Игорь, а у вас какой выбор? Если есть возможность, конечно, лучше делать грунт самому. Если нет - берите акриловый, тот, что в продаже. Конечно, это нововведение, и не известно, как будет вести себя живопись на таком грунте через 20 лет, скажем. Но те 8-10, что я им пользуюсь, пока живопись ведет себя хорошо. А вот неправильно сделанный клеевой может трескаться. Подмалевок можно делать скипидаром. Высохнет быстрее. Но блеска не будет. Учитывая, что вы потом все равно будете делать лессировку, это не критично. Хотя, возможно, знатоки голландской живописи меня и покритикуют, признаюсь, в ней я не спец, а любитель.



полная версия страницы