Форум » Мастерская » Пастель » Ответить

Пастель

Марина Трушникова: ПАСТЕЛЬ - ЦВЕТНОЙ МЕЛОК C БЕСКОНЕЧНО МЕНЯЮЩИМИСЯ ПОЛУТОНАМИ, С БОЛЕЕ ЧЕМ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧАМИ ОТТЕНКОВ, ЯРКОСТЬ КОТОРЫХ НЕ МЕРКНЕТ ОТ ВРЕМЕНИ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРОТУ ПИСЬМА, МГНОВЕННУЮ ПЕРЕДАЧУ ИДЕЙ И ЭМОЦИЙ, ЛЕГКОСТЬ ИСПРАВЛЕНИЙ, ПОЛНУЮ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ. ПАСТЕЛЬ - ЭТО ЛИНИЯ И ЦВЕТ ОДНОВРЕМЕННО, ЭТО МЯГКАЯ БАРХАТИСТАЯ ФАКТУРА И ТОНКОЕ СИЯНИЕ ШЕЛКОВИСТОГО МАТЕРИАЛА. ЕСТЬ ДВА ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА ПАСТЕЛЬ. ОДНО ОБОЗНАЧАЕТ РАСТЕНИЕ, ИЗ КОТО РОГО В XYI-XYII ВЕКАХ ЭКСТРАГИРОВАЛИ ГОЛУБОЙ КРАСИТЕЛЬ, ШИРОКО ПРИМЕНЯВШИЙСЯ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И, ВЕРОЯТНО, ДАВШЕЕ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ ТЕХНИКЕ. ДРУГОЕ КАСАЕТСЯ МЕЛОВОЙ СУБСТАНЦИИ, В КОТОРУЮ ВВОДЯТ ПИГМЕНТЫ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ФОРМОВКОЙ ПАЛОЧЕК. ЭТОТ МАТЕРИАЛ ПОЗВОЛИЛ ХУДОЖНИКАМ РАСШИРИТЬ ДИАПАЗОН ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЭКСПЕРИМЕНТА. Вспомогательные средства Большинство художников не применяют в пастели никаких вспомогательных средств: в этом одно из ее преимуществ. Правда, иногда, особенно в сложных, многослойных работах некоторые из так называемых mediums просто необходимы. Вода, терпентин В многосеансных этюдах для создания своеобразного подмалевка, художники наносят распылителем определенный объем воды, терпентина либо другого разбавителя на первоначальные слои пастели, что выравнивает их, обобщает и дает возможность дальнейшей работы, уточнений, избежания естественных в этом случае колористических потерь. Фиксативы В длительных работах, чтобы закрепить частицы пастели перед нанесением последующих слоев, художники распыляют на лист тонкий слой фиксатива. Они также покрывают фиксативом и завершенную вещь, чтобы предупредить осыпание и отслаивание пастели при обрамлении и транспортировке. Но есть мастера - принципиальные противники фиксативов, поскольку последние «приглушают» цветовые валеры картины. Потребителю предоставлен выбор двух видов фиксативов в аэрозольных баллончиках - матовый и глянцевый. Если вы решили ими воспользоваться , постарайтесь это делать весьма аккуратно. Лишний фиксатив непоправимо испортит работу. Сначала обязательно проверьте эффекты фиксатива на черновых листах. Затем, расположив работу под углом к стене (защитив макулатурой пол и мебель), и удерживая баллончик на расстоянии 30 - 40 см от листа, перемещая его так, чтобы на поверхности получался ровный слой тонкой пленки, закрепите пастель. Если распылитель поднести слишком близко, частицы пастели будут выдуваться с поверхности, также есть опасность того, что капельки фиксатива, выступающие вокруг сопла могут попасть на работу и оставить жирные пятна. Внимательно прочтите информацию о мерах безопасности. Фиксативы вовсе не безобидны, они токсичны, легко воспламеняется и некоторые обладают сильным запахом (за исключением двух марок - Rowney Perfix и Blair No Odor Spray Fix, однако это не значит, что они безвредны). По возможности, распыляйте фиксатив вне мастерской, лучше - на открытом воздухе. Основы Хотя пастелью можно рисовать на любой поверхности, обычно работают на бумаге, картоне, иногда на холсте. Помимо прочности основа для пастели требует определенной фактуры. Бумага Для пастели подбирают бумагу с крупнозернистой фактурой, которая способствует лучшей адгезии ее слоев. Кроме белой существует множество цветной бумаги - цвета слоновой кости, желтовато-коричневая, серая, синяя, зеленая, фиолетовая и так далее. Цвет бумаги также важен, как оттенок подмалевка в других техниках живописи. Помните, что этот выбор довольно велик и необходимо постепенно испытать как можно больше сортов основы. Акварельная бумага Для пастели подойдет любая акварельная бумага, но лучше всего бумага холодной прессовки. Если необходим подмалевок акварелью или акриловой краской, эта основа - лучший выбор, так как не всякая бумага одинаково хорошо реагирует на водоосновные грунты - вода вызывает деформацию их поверхности. Бумага для угольного карандаша Некоторые ее виды (также как и недорогие сорта пастельной бумаги) довольно рыхлые, что делает их ненадежным материалом. Бумага для угольного карандаша обычно не имеет существенной фактуры, что ослабляет ее способность удерживать частицы пастели. Применяется для кратковременных этюдов. «Наждачная» бумага Эта бумага покрыта мелкими частицами абразивного материала ( как обычная наждачная ), за счет которого она удерживает значительный объем пастели. Хотя в ней есть кислоты, популярность ее среди художников велика. Изготовление «наждачной» бумаги* 1. Возьмите высококачественную, не содержащую кислот бумагу (включая акварельную), можно картон. 2. Легко смочите ее обратную сторону. Это необходимо для предотвращения деформации, когда вы нанесете водный состав на лицевую сто¬рону листа. 3. Теперь флейцем обильно смочите лицевую сторону бумаги (или картона) заранее подготовленным составом: - 4 части акрилового геля. - 2 части состава для создания зернистой структуры {кремень, мраморная пыль или пемза). - 1 часть воды (объем может варьироваться). 4. Дайте подсохнуть. Если результат не устраивает, повторите шаги 2 и 3. Если бумага все-таки покоробилась, положите лист лицевой стороной вниз на чистую ровную поверхность и смочите вогнутые места. Затем прижмите края бумаги и дайте ей высохнуть. ели лист не выпрямился, повторите весь процесс, используя меньший объем воды. Есть еще один способ - воспользуйтесь приведенным во вставке рецептом, заменив акриловый гель акри-ловой грунтовкой. Мастихином или губкой нанесите смесь на бумагу. В результате получите превосходную фактурную поверхность, способную реагировать с пастелью в новом, неожиданном ключе. Компания «Sennelier» производит бумагу разнообразных размеров. Бумага для графики Следует ознакомиться и с другими видами бумаги. В художественных сало¬нах в наличии множество сортов. Лучший способ определить, подойдет ли предлагаемый вариант - почувствовать фактуру на ощупь. Вес бумаги варьируется в пределах 120 - 360 грамм/ кв. метр. Хороший пример - бумага Fabriano Murillo - не содержит кислот, вес 190 грамм/кв. м, окрашена и производится в более чем десяти видах фактур. Един-ственный ее недостаток - реакция (коробление) некоторых сортов на водоос-новные грунты и подмалевки. Ткани Пастелью можно работать на тканях, например, холсте. Многие художники натягивают ткань на обычный подрамник. Некоторые натягивают ткань на жесткий картон, пользуясь акриловым гелем в качестве адгезийного материала. Можно писать непосредственно на ткани или же покрыть ее слоем акриловой грунтовки. Если хотите сделать масляный подмалевок, грунтовка обязательна, поскольку масляная краска может повредить («сжечь») ткань. Инструментарий и аксессуары За исключением, возможно, пылесоса, инструменты для работы пастелью просты и недороги. Чертежная доска, клейкая лента и кнопки Пастельную бумагу следует хорошо укрепить на твердой плоскости, например, чертежной доске, к которой клейкой лентой или кнопками прикрепляют бумагу. Иногда берут мягкий картон (типа Homosote), в который хорошо входят кнопки. Не рекомендую использовать более легкие материалы (пенокартон) - при работе пастельным карандашом или мелком бумага может сдвигаться либо продавливаться. Кисти В работе пастелью могут пригодиться и кисти. Например, упругой щетинной кистью легко удаляется ненужный фрагмент этюда (если он не зафиксирован). Акварельная кисть подойдет для смешивания красок, создания плавного перехода одного цвета в другой. Кистью при необходимости увлажняют участки бумаги. Для удаления краски, исправления ошибок в пастели используются куски мягкой ткани: это может быть замша, куски бархата, но хлопчатобумажные тряпки подходят для этого как нельзя лучше, они всегда должны быть под рукой. Наждачная бумага Прикрепите рядом с работой кусок наждачной бумаги, чтобы время от времени затачивать мелок или карандаш (лучше положить ее в стакан, чтобы опилки осыпались на дно). Если вы пользуетесь пастельными карандашами, понадобится точилка. Можно взять нож или бритву, но точилка удобнее; только следует быть осторожным, чтобы не сломать хрупкий стержень пастели. Растушка, ластик-резинка Палочка для тушевки - крепко скрученный бумажный цилиндр, заостренный с обоих концов, необходимый для создания плавного перехода одного цвета в другой. Для удаления пастели художники пользуются резинкой-ластиком, слегка прижимая и постукивая им по поверхности бумаги (тереть ластиком, как при исправлении ошибок в карандаше, нежелательно!). Пылесос, маски Сделайте все возможное, чтобы предотвратить попадание пастельной пыли в дыхательные пути и легкие. Художники, постоянно работающие с пастелью, обычно устанавливают в мастерской специальные фильтрующие системы-вытяжки. По крайней мере, можно воспользоваться пылесосом, расположив шланг у нижней части этюдника, для этого берут очень длинный шланг, располагая пылесос в другой комнате, чтобы не слышать звук работающего мотора. Авторов, работающих пастелью лишь время от времени, вполне устроит портативный ручной пылесос. Иногда пользуются маской, которую можно приобрести в аптеках и художественных салонах. Она представляет собой бумажный фильтр, укрепляемый на голове с помощью резинки. Маски очень эффективны, хотя к ним нужно привыкнуть. Этюдник Подойдет практически любой этюдник, при условии, что будет возможность наклонить работу на себя - в этом случае частицы пастели будут осыпаться на пол или в лоток. Можно укрепить бумагу и в горизонтальном положении, но не забывайте время от времени собирать пылесосом пастельную пыль, которая может загрязнить цвета этюда. Ящик для транспортировки Для работы на пленэре понадобится специальный ящик с множеством отделений для хранения пастели. Ящики для пастели «Artbin» способны вместить от двух дюжин до более чем 100 пастельных мелков. К тому же они довольно легкие, имеют замки и ручку. Если вы приобретаете ящики с отделениями для пастельных мелков, обратите внимание на размер отделений. Некоторые виды пастельных мелков, как, например, Schmincke толще остальных. Позаботьтесь о том, чтобы ящик был снабжен хорошим замком, иначе пастель может просто рассыпаться. Хотя огромный выбор пастели весьма соблазнителен,советую начинать с небольшого набора цветов основных мелков. После выполнения нескольких зарисовок, у вас появится чутье на недостающие цветовые оттенки пастели (и марки).

Ответов - 13

Марина Трушникова: Вы идете в салон, чтобы купить самое необходимое. Мягкая пастель - набор из 25 - 30 мелков. Твердая пастель - набор из 24 мелков. Пастельные карандаши - набор из 12 штук. Бумага: -45 х 60 см зашкуренная, -30 *45 см цветная пастельная бумага в наборе. Чертежная доска, достаточных размеров, чтобы разместить самый большой лист бумаги. Клейкая лента. Ткань, бумажные полотенца. Кисти - пара щетинных или упругих синтетических кистей для удаления пастели. Палочки для тушевки, tortillons. Ластик-резинка. Наждачная бумага. Точилка. Маска-повязка. Пылесос. На выбор: Мягкая пастель - один или два мелка каждой марки - для сравнения продукции изготовителей. Баллончик матового фиксатива в аэрозоли. Мягкие кисти - для увлажнения пастели. Этюдник (для работы вне мастерской) . Латексные перчатки.

julia: Марина, а что такое флейц? Я даже и не представляю, где можно взять все эти ингредиенты, кремень, мраморную пыль и пемзу. У нас тут бумага очень дорогая тоже...

Марина Трушникова: флейц - очень широкая плоская кисть. ну, как для малярных работ. julia пишет: У нас тут бумага очень дорогая тоже... А наждачная бумага "нулёвка" продается? На ней очень даже хорошо получается. А тему я еще продолжу. У меня еще масса статей обнаружилась с мастер-классами художников.


Арктур: Флейц похожа на веер из тоненьких ворсинок Малярная кисть тут не при чём.

Арктур: Рекомендую тренировочный набор для новичков с учетом доступности по цене: - мягкая сухая пастель фирмы Olki (Россия) - лучше поискать набор из 16 цветов, включающий основные цвета; либо набор из 12 и более цветов Toison D'Or фирмы Koh-I-Noor. (Olki - цвета нежнее, менее насыщенные, стоит дешевле, удобная упаковка, но сложно найти набор, содержащий основные цвета; Toison D'Or - яркие насыщенные цвета, легко найти основные цвета, стоит дороже) - мягкая пастельная резинка-клячка (для удаления лишних линий) - крафт-бумага или тетради из крафт-бумаги (стоит дешево, работы выполненные на ней тяжело хранить, но она отлично подходит для учебных рисунков и отработки разных техник) (любители экзотики могут попробовать рисовать на обратной стороне коробок из-под фаршированных блинчиков и прочих подобных радостей - пастель отлично ложится на такую поверхность, но фиксативом лучше не пользоваться) - если дело дойдет до использования фиксатива, лучше покупать импортные, т.к. не все российские блещут качеством, увы - что касается растирок и кистей... многие художники предпочитают вместо этого добра пользоваться пальцами

Марина Трушникова: Спасибо, Арктур. А можешь рассказать о своем опыте рисования, а лучше показать?

Марина Трушникова: Арктур пишет: Флейц похожа на веер из тоненьких ворсинок Малярная кисть тут не при чём. Возможно, где-то веерная кисть и называется флейцем, но в общеупотребимом смысле это "плоская широкая кисть из мягкого волоса, употребляемая в живописи и малярном деле для выравнивания свежеокрашенной поверхности". В контексте статьи имелась в виду именно она.

julia: Я нашла интересные статьи, правда, на английском языке, о пастели и мне понравились некоторые идеи. Тут даю ссылки, первая о том, как сделать пастельную бумагу золочёной (золотистой) и пример http://www.wetcanvas.com/Articles2/23609/639/index.php вторая о том, как делать пастельные панели, используя пастельную бумагу - http://www.wetcanvas.com/Articles2/51770/658/

Марина Трушникова: Юль, а что это за бумага такая Wallis Museum Paper? Какой ее русский аналог? Мне показалось, что это нечто на кальку похожее. Но для пастели ведь калька не пойдет. Скорее это что-то вроде флизелина...

julia: Пока что, Марина, я ещё сама в первый раз слышу про эту бумагу, но я узнаю, а потом напишу.

julia: Судя по написанному, это такая бумага, как шкурка (ПОТОМУ ЧТО написано sanded, то есть это шкурка, другими словами) возможно, она тонкая, продаётся тут только в рулонах в интернете, чтобы её увидеть, мне надо купить. Насчёт русских аналогов, Марина, я совсем ничего не знаю. Нашла вот что: Wallis Sanded Pastel Papers, developed by artist Kitty Wallis, have real tooth. You can wet them and scrub them, yet the tooth will not move. The museum grade can withstand more than 25 layers of pastel, and it accepts all mediums. Archival considerations? Only 300 to 500 years. Available in a range of sheet and pad sizes. Museum Grade — A top-of-the-line, sanded pastel paper made from 100% cotton rag paper (acid-free). An extra layer of primer is applied to both surfaces before the application of the aluminum oxide abrasive. Museum grade is suitable for wet techniques, and can be underpainted with water, alcohol, or solvent based media. It is extremely durable and stands up to extensive scrubbing and reworking. 300 gsm. Professional Grade — A superior sanded paper with a coating of white aluminum oxide grit on pH-neutral (acid-free), 240 gsm cardstock. тут http://www.dickblick.com/products/wallis-sanded-pastel-paper/ Короче говоря, это очень хорошего качества бумага, которая может держать до 25 слоёв пастели, её можно мочить и скоблить и ничего с ней не случиться. Музейное качество - высшее, как я поняла, можно положить первый слой мокрый или используя алкоголь (перевожу, никогда это не делала сама, но я ипользую бумагу как мелкая шкурка и я от неё в полном восторге).

julia: Что такое флизелин?

Марина Трушникова: Да, я поняла, судя по описанию, действительно наждачка. Просто там на картинке то ли сверху чем покрывали, то ли она действительно при этом тонко прозрачная - похоже на флизелин. Ну это ткань такая, которой прокладывают детали в одежде, которые должны быть жесткими. Думаю, если выбрать правильный ее сорт, то после приклеивания ее на картон на ней вполне можно рисовать пастелью...



полная версия страницы